Инструктор по физической культуре

27.03.2019

1.«Для чего нужен режим дня».pdf (скачать) (посмотреть)
2. Зачем заниматься физкультурой.pdf (скачать) (посмотреть)
3.Как выбрать ребёнку спортивную секцию.pdf (скачать) (посмотреть)
4.Движение это жизнь.pdf (скачать) (посмотреть)
5.Как улучшить осанку ребёнка.pdf (скачать) (посмотреть)
6.Плаванье это уникальный способ влияния на орг .реб..pdf (скачать) (посмотреть)
7.Здоровье начинается со стопы.pdf (скачать) (посмотреть)
8.Советы родителям гиперактивного ребёнка.pdf (скачать) (посмотреть)
9.Безопасность на воде.pdf (скачать) (посмотреть)
10.Дыхательная гимнастика..pdf (скачать) (посмотреть)
11.Закаливание летом - использование природных факторов для укрепления здоровья детей».pdf (скачать) (посмотреть)
12.От здорового духа - здоровое тело.pdf (скачать) (посмотреть)

Отдых.Релаксация.Сон.

09.09.2021

Сон - это здоровье

Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня. Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Промежутки между непосредственно образовательной деятельностью составляют 5-10 мин, это недостаточно для отдыха ребенка и переключения его с одного вида деятельности на другой.

Особое внимание в детском саду уделяется наблюдению и отслеживанию состояния детей; созданию условий для их эмоционального и физического комфорта в режимные моменты. Одним из них является дневной сон, способствующий расслаблению детского организма.

Невозможно переоценить значение правильно организованного сна. Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна восстанавливаются физиологическое равновесие в организме. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуто другими средствами и способами.

Одним из показателей стресса у ребенка является устойчивое отрицательное настроение или частая его смена. Другой важный признак – плохой сон, когда ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

Многие дошкольники, находясь в кровати , долго не могут расслабиться и успокоиться. Дети плохо засыпают или не засыпают вовсе, некоторые не могут даже лежать тихо и спокойно. Укладывание дошкольников в постель во время дневного сна достаточно сложный процесс как для педагогов, так и для воспитанников детского сада. Особенно это проявляется в старших и подготовительных группах.

Методика засыпания

Переход в состоянии покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины) и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются : музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность), приятные тактильные и визуальные ощущения. Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте.

Эффективным средством засыпания детей является   внедрение методики засыпания «Волшебная звезда»

Ее целью является снижение психо-эмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности (агрессивности, враждебности, проявления инфантильных форм, таких как сосание пальца), повышенной возбудимости, раздражительности и двигательного беспокойства ребенка.

Основные задачи :

v   Облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию;

v   Создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов.

Воспитатели могут использовать разные средства : спокойную музыку, предмет для тактильного воздействия («волшебная палочка»), тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений, декоративные элементы для создания образа «Феи сна». Данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

Реализация методики «Волшебная звезда» предусматривает 4 этапа.

На первом этапе-подготовка ко сну- под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания. Первые звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбужденность детей, оказывают общее успокаивающее воздействие. Эту музыку рекомендуют слушать ежедневно. Подбирает спокойную мелодию, снимающую напряжение, педагог-психолог.

Музыкальный центр можно поставить в помещении спальни, чтобы она наполнялась мелодией. Музыка не должна звучать слишком громко. Однако вначале, когда дети еще возбуждены, ее нужно включить громче, затем постепенно делать тише.

На втором этапе воспитанников просят лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3-4 цикла) в спокойном темпе. Регулирует выполнение педагог словами «вдох-выдох». Обучение правильному дыханию происходит предварительно до сна в процессе игры «Волшебный мешочек».

Упражнения повторяются 3-5 раз , но без музыкального сопровождения. При их выполнении эффективно использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, можно предложить воспитанникам представить образ желтого шарика, теплого, нежного, приятного и уютного, находящегося в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания( С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник).

Правильное дыхание-медленное, глубокое, диафрагмальное, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних- состоит из четырех этапов. Тренировка, по мнению авторов, делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. При правильном выполнении:

vОно успокаивает и способствует концентрации внимания;

vСпособствует со временем увеличению объема легких, усилению газообмена и улучшению кровообращения;

vАктивизирует диафрагму, в результате чего происходит интенсивный массаж внутренних органов, улучшение самочувствия и общее оздоровление(А.С. Семенович, Е.А. Воробьева).

На третьем этапе –«Волшебный сон» - одновременно с музыкальным сопровождением педагог читает стихотворение. Способствующее расслаблению.

Упражнение проводит сказочный персонаж –Фея сна, в роли которой выступает воспитатель группы. Она приходит к детям с «волшебной палочкой», на конце которой закреплен «заячий хвостик». Это может быть что-то воздушно-мягкое, пушистое и нежное, например мех или пух. Фея сна медленно и спокойно произносит текст. Дети слушают хорошо знакомые голос воспитателя, к которому они привыкли. Фея сна подходит к каждому ребенку и поглаживает его своей «волшебной палочкой» по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки).

Такое тактильное воздействие оказывает расслабляющий и успокаивающий эффект. После того как Фея сна погладила (несколько раз) каждого ребенка и произнесла слова установки на отдых, музыка продолжает звучать в течении двух-трех минут.

Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состоянии непременно передается детям : они спокойно спят. Педагог участвует в процессе релаксации как активное действующее лицо, получая от этого удовольствие и положительные эмоции. Гармоничный отдых снижает уровень общей тревожности дошкольников.

Определено общее время использования методики «Волшебная звезда». Оно составляет 10-12 мин (время звучания музыки).

Четвертый этап- пробуждение детей после дневного сна – начинается со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. Сначала звучит только музыка (например одну минуту) , а затем педагог обращается к детям .

После того как все воспитанники проснулись, им предлагается, лежа в кровати, опустить одеяло в ноги и выполнить следующие стимулирующие и активизирующие упражнения( А.В. Семенович, Е.А. Воробьева):

vСделать 3-5 циклов глубокого дыхания;

vПотянуться всем телом, вытягивая руки за голову и пятки ног от себя;

vПотереть подошву и ладонь о ладонь, а затем теплыми руками провести по лицу;

vПодтянуть колени к груди и обхватить их руками, а затем прокатиться несколько раз на спине вперед-назад («качалки»).

Выполнив упражнения, дети спокойно встают с кроватей и идут по массажной дорожке, расположенной в спальне. Комплекс пробуждающей гимнастики сопровождается музыкой. Все это способствует формированию у детей хорошего и бодрого настроения.

Отведенные для данного этапа 6-8 минут-это время звучания пробуждающей мелодии.

Ранее дошкольникам предлагали специально подобранные «Колыбельные композиторов-классиков» из серии «Малыш и классика», мелодии из серии «Мьюзик беби», но выбор был сделан в пользу классических композиций. Рекомендуется отдавать предпочтение профессиональному исполнению, а не современной аранжировке, которая действует иногда раздражающе и не способствует развитию эстетического восприятия детей и педагогов.

Педагог-психолог является активным участников и помощником при организации сна ребенка. Опыт показал, что воспитателям достаточно одного показа методики, после чего они проводят ее самостоятельно. В дальнейшем специалист только наблюдает за детьми в момент их засыпания и подъема.

Предложенная методика проста и удобна в использовании , занимает мало времени. Исходя из сложившихся традиций группы(например , чтение перед сном), особенностей детей (возбудимым дошкольникам оказывается дополнительная тактильная стимуляция) может меняться ход реализации методики.

Но проводиться методика «Волшебная звезда» должна ежедневно. Обязательными ее элементами являются музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесным обращением к каждому ребенку (элемент аутотренинга). Для достижения хорошего результата содержание сценария не должно меняться в течении полутора-двух месяцев.

Оценка использования данной методики показала положительные результаты, которые были отмечены уже на второй неделе. Последующая диагностика эмоционального состояния детей во время сна выявила изменение их отношения к дневному сну с негативного на нейтральное и позитивное. На этом фоне у дошкольников наблюдается значительное снижение уровня общей тревожности.

Методика получила положительный резонанс среди воспитателей групп, вызвала большой интерес у педагогов, детей и их родителей. Работники ДОУ отмечают снижение раздражительности, излишнего двигательного беспокойства у дошкольников во время засыпания. По отзывам родителей, дети и дома, ложась спать, ждут прихода Феи сна с ее волшебной палочкой и нежными прикосновениями. В свою очередь родители стараются найти такую волшебную палочку, включают дошкольникам на ночь расслабляющую мелодию, предложенную педагогами.

Использование методики «Волшебная звезда» в группах детского сада показывает полезность проведения подобных релаксационных мероприятий. Внедрять данную методику целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду.

 

Приложение

Волшебный сон.

Реснички опускаются,Хочу такой сайт

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши ручки отдыхают,

Ножки тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-блен-на…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются…(2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…(2 раза)

Греет солнышко сейчас…

Ручки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ножки теплые у нас…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Губки теплые и вялые, но нисколько не усталые…

Губки чуть приоткрываются, все чудесно расслабляются…(2 раза)

Обращение педагога к детям после их пробуждения

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Из повыше поднимаем.

Подтянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Перечень расслабляющих мелодий

vСборник «Вдохновение» из серии «Оттенки настроения»;

v«Симфония чувств», специально подобранные нежные мелодии из серии «Музыка для души»;

vМузыкальные композиции Джеймса Ласта;

vМузыкальные композиции Поля Мориса.

Упражнение на формирование правильного дыхания

( А.В. Семенович, Е.А. Воробьева. Комплексная методика психомоторной коррекции.)

Этап 1. Вдох:

vРасслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

vНаполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;

vПриподнять грудину и ключицу, наполнить воздухом верхушки легких.

Этап 2. Пауза.

Этап 3. Выдох.

vПриподнять диафрагму вверх и втянуть живот;

vОпустить ребра , используя группу межреберных мышц;

vОпустить грудину и ключицу, выпуская воздух из верхушек легких.

Этап 4. Пауза.

      
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».