Программа МАДОУ-детский сад № 18 Хореография

Оглавление
1. Пояснительная записка

3

1.1 Основные цели и задачи Программы

6

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

8

1.3 Виды и формы контроля

10

1.4 Кадровое обеспечение

10

2. Содержательный раздел Программы

11

2.1 Содержание Программы для детей 3 - 7 лет

12

2.1.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет

12

2.2 Календарно-тематическое планирование для детей 3 - 4 лет

14

2.3. Учебный план на младший возраст 3 – 4 года.

15

2.4 Учебный план на возраст от 4 – 7 лет

22

2.4.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 5 лет

22

2.4.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 - 7 лет

23

2.4.3 Календарный учебный график для детей от 4 – 7 лет

24

2.5 Учебно – тематический план для детей от 4 – 7 лет

25

2.6 Содержание учебного (тематического) плана

27

3. Методическое обеспечение Программы

32

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

32

3.2 Условия реализации Программы

33

3.3. Используемая литература

35

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (Приложение 1)
Диагностика хореографического развития детей дошкольного возраста

36
36

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно

–

эстетической

направленности

«Хореография»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад № 18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников
(далее

Программа)

направлена

на

всестороннее

удовлетворение

образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовно –
нравственном, физическом совершенствовании.
В настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и
приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим
ценностям, укреплению психического и физического здоровья, получению
общего эстетического, морального и физического развития. В связи с этим
актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления
здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной
активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального
развития человека. Занятия хореографией позволяют развить у ребенка
потребность жить и преобразовывать мир по законам красоты, выработать у
него сопротивляемость к негативным явлениям и поступкам, потребность
вести здоровый образ жизни.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно –
правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей

и

молодежи",

утвержденные

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1
января 2027 года.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной
защиты

Российской

Федерации

от

22

сентября

2021 г.

N 652н

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря
2021 г., регистрационный № 66403), действующим до 1 сентября 2028 года;
- Устав МАДОУ – детский сад № 18.
Актуальность данной программы состоит в том, что посредством
хореографических занятий обучающиеся совершенствуются физически,
укрепляется их здоровье, правильно развивается костно-мышечный аппарат,
максимально исправляются нарушения осанки. Эти занятия хорошо снимают
напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию.
Отличительной

особенностью

программы

является

обучение

различным танцевальным жанрам. Программа состоит в том, что детям
дошкольного возраста педагог предоставляет знания о хореографии.
Образовательный процесс организован таким образом, что через игровую
деятельность

формируется

устойчивый

интерес

у

воспитанников

к

хореографии.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней
интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка,

пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников. В программу входят занятия по выработке
пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с
основами актёрского мастерства. В отличие от программ, которые в основном
строятся в рамках одного направления, такая программа может давать
возможность

овладеть

целесообразность

разнообразием

программы

стилей.

заключается

в

Педагогическая
поиске

новых

импровизационных и игровых форм, применение информационно –
коммуникационных технологий.
Адресат программы: воспитанники в возрасте 4 – 7 лет, группы
набираются с учетом интересов детей и их родителей (законных
представителей), физически здоровые без противопоказаний к занятиям по
хореографии.
Направленность программы – художественно – эстетическая
Уровень программы – базовый.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения (с 8 сентября по 27 мая)
Количество полных недель на реализацию программы дополнительного
образования в группах с 4 до 7 лет составляет 36 недель.
Объем программы – 69 часов.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Распределение

нагрузки

(продолжительность

образовательной

деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом:
Занятия проводятся во второй половине дня:
Группа
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5 – 6 лет)
Подготовительная
группа (6 – 7 лет)

Продолжительность
занятия

Количество
часов в
неделю

Количество
часов в год

20 мин

2

69

25 мин

2

69

30 мин

2

69

Форма обучения: очная
Вид

обучения:

групповая,

количество

обучающихся

до

25

обучающихся (воспитанников).
Доступность программы. Занятия по программе доступны для детей с
ОВЗ. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная
среда.

При

проведении

занятий

используются

здоровьесберегающие

педагогические технологии.
Программа

предусматривает

обучение

детей

с

выдающимися

способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы
технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено
участие в утренниках, конкурсах, фестивалях.
1.1 Основные цели и задачи Программы
Педагогическая – обеспечить условия для развития творческих
способностей детей.
Цель программы:
- Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
- Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать
в движении ее многообразие и красоту.
-

Выявить

и

раскрыть

творческие

способности

дошкольника

посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:


Обучить детей танцевальным движениям;



Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение,

характер, передавать их танцевальными движениями;


Формировать пластику, культуру движения, их выразительность;



Формировать умение ориентироваться в пространстве;



Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:



Развить

у

детей

активность

и

самостоятельность,

коммуникативные способности;


Формировать общую культуру личности ребенка, способность

ориентироваться в современном обществе;


Формировать нравственно – эстетические отношения между

детьми и взрослыми;


Создание

атмосферы

радости

детского

творчества

в

сотрудничестве.
Развивающие:


Развивать творческие способности детей;



Развить музыкальный слух и чувство ритма;



Развить воображение, фантазию.

Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2-3 минуты.
Учебный материал включает в себя:
- Музыкально – ритмические занятия.
- Элементы народного танца.
- Элементы детского бального танца
- Элементы историко – бытового танца.
- Элементы эстрадного танца.
Занятия направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение
устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может

дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому
учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев,
объединенных в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и
танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой
метод проведения занятий.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение цикла
педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Начальный этап
цикла отводится освоению новых знаний. Второй этап – повторению
пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями.
Заключительный

этап

–

окончательному

закреплению

пройденного

материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и
осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно
рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к.
освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на
развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие
групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие
упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры,
упражнения на импровизацию.
Изучение программы начинается с несложных движений и заданий,
затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.
Особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В
течение всего учебного года дети занимаются ритмикой, детскими бальными,
историко – бытовыми, доступными народными танцами и изучают элементы
классического и эстрадного танца. В течение всего года используется
материал, который принимается за основу, дополняя его новыми знаниями.
Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
Предметно-информационная составляющая.
К окончанию обучения дети должны:

1. Иметь представления:
- о собственном теле, правильной осанке;
- о танце, согласованности движений и музыки в нем;
- о разновидностях (стилях) танца.
2. Знать:
- понятия (концертный костюм, музыкальное вступление, линия танца,
интервал);
- основы танцевальной азбуки (постановка корпуса, I, II, IV позиции рук,
III и VI позиции ног, танцевальные шаги, постановка корпуса в паре,
направление движения пары);
- детские, массовые танцы произвольной программы.
Деятельностно -- коммуникативная составляющая.
К окончанию обучения дети должны:
1. Уметь:
- выполнять начальный тренаж для развития различных групп мышц,
подвижности суставов и пластичности рук;
- хорошо ориентироваться в пространстве, сохранять интервалы в
движении;
- координировать свои движения, сохраняя правильную осанку;
- различать музыку по характеру, темпу и ритму;
- реагировать на начало музыки и ее окончание;
- музыкально исполнять выученные движения в соответствии с ритмом
и темпом музыки;
- давать характеристику музыкальному фрагменту, создавать игровой
танцевальный образ;
2. Иметь навыки:
- культуры поведения в образовательном учреждении, на занятии,
конкурсе, концерте;
- коллективной деятельности под руководством педагога;
- зрительного и слухового восприятия.

Ценностно-ориентационная составляющая.
Воспитанники к концу обучения должны проявлять:
- интерес к возможностям своего тела;
- интерес к музыке и танцу как проявлениям красоты;
- стремление к танцевальной деятельности как источнику радости;
- отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение друг к
другу.
Воспитанники за год обучения должны приобрести не только
танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном
коллективе, добиваясь высоких результатов.
Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой
цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком
планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат
отслеживается в участии в мероприятиях ДОУ, в концертах, фестивалях,
конкурсах.
1.3 Виды и формы контроля
 Вводный контроль проводится в сентябре – месяце, в начале
обучения

ребенка

общеразвивающей

по

программе.

дополнительной
Он

проходит

общеобразовательной
в

форме

тестирования,

педагогического наблюдения.
 Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он
проводится в форме педагогического наблюдения, анализа выполнения
творческих работ.
 Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре
месяце. Формы проведения: тест, практическое задание.
 Итоговый контроль проводится в мае месяце, в конце обучения
ребенка

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе. Он проходит в форме смотра выполнения практического задания.
1.4 Кадровое обеспечение

Ф.И.О
педагога
Добрыгина
Наталья
Геннадьевна

Стаж в
профессиональной
деятельности

Образование

Курсы повышения
квалификации

Высшая категория, Свердловское
АНО
«Академия
стаж 45 лет
педучилище № 2, дополнительного
специальность
профессионального
«Музыкальное
образования»
воспитание»,
«Педагог – Хореограф.
квалификация
Преподавание
«Учитель пения, муз. хореографии детям и
воспитатель».
взрослым», 340 часов.
Квалификация:
Педагог
дополнительного
образования в области
хореографии.

Содержательный раздел Программы

2.

«Ритмика» является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и
правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру,
ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Гимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных
видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также
задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.
«Танцы» направлены на формирование у детей танцевальных
движений. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических
упражнений

и

элементы

различных

танцев:

народного,

бального,

современного и ритмического.
«Музыкально

–

ритмическая

композиция»

направлена

на

формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе
представлены образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет
целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все
композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных
возрастных групп.

«Пальчиковая гимнастика» служит основой для развития ручной
умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения
обогащают внутренний мир ребёнка, оказывают положительное воздействие
на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
«Музыкально – подвижные игры» является ведущим видом
деятельности

дошкольника.

Здесь

используются

приёмы

имитации,

подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
2.1 Содержание Программы для детей 3 - 7 лет
2.1.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет
Первые шаги на пути освоения искусства хореографии можно делать
уже в возрасте 3 – 4 лет. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно
непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку,
доставляют им большую радость.
Однако возрастные особенности строения тела, протекания нервных
процессов и их зрелости несколько ограничивают двигательные возможности
ребенка в данном возрасте. Движения малышей еще недостаточно точные и
координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому разнообразие
двигательных упражнений невелико и носит, как правило, игровой характер.
Занятия хореографией в этом возрасте способствуют хорошему
физическому

развитию,

прививают

любовь

ребенка

к

осознанной

двигательной активности, развивают внимание, собранность, зрительное
восприятие, коммуникабельность, дисциплинирует ребенка. В общих
танцевальных этюдах не «отсидишься в уголке», надо обязательно
взаимодействовать со своими товарищами – становиться в пару, в общий круг.
Хорошо, если ребенок повторит пройденный на занятии материал
(изученные движения, танец или игру) дома с родителями (законными
представителями), это поможет закрепить ему изученный материал, а также
будет способствовать созданию особой атмосферы заинтересованности и
участия в общем процессе.

Еще лучше, если в семье часто звучит хорошая музыка, прошедшая
проверку веками и родители (законные представители) поощряют желание
ребенка подвигаться, потанцевать под эту музыку. Это способствует
формированию у детей хорошего вкуса.
Занятия хореографией способствуют:
- становлению правильной осанки и дальнейшее формирование
мышечного корсета;
- развитию координации движений;
- ориентации в пространстве;
- исправлению физических особенностей ребенка: полноты, рыхлости
мышц, неуклюжести;
- развитию выносливости организма, тренируют сердечно - сосудистую
и легочную системы;
- осуществлению профилактики астматического синдрома, благодаря
возрастающей физической нагрузке в процессе занятий, которая соответствует
нагрузке в спортивной секции.
При систематических занятиях с раннего возраста осанка, фигура и
физическое здоровье сохраняются на всю жизнь!
Формы работы: Обучение по программе предполагает использование
приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные).
Программа также включает разные виды занятий:
- учебное занятие;
- занятие – игра;
- открытое занятие.
Формы проведения занятий:
- коллективная;
- групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников
(три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
- индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по
усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.

2.2 Календарно-тематическое планирование для детей 3 - 4 лет
Количественный состав группы 10 – 15 человек. Продолжительность
одного занятия для дошкольников не более 15 мин.
Количество полных недель на реализацию программы дополнительного
образования в группах с 3 до 4 лет составляет 36 недель, 69 занятий. Занятия
проходят 2 раза в неделю вторник, четверг, во второй половине дня, занятия
не совмещены с основной образовательной деятельностью.
Программа дополнительного образования рассчитана на следующие
возрастные ступени:
 младшая группа от 3 – 4 лет.
Распределение

нагрузки

(продолжительность

образовательной

деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом:
- 2 раза в неделю по 15 минут.
Время проведения занятий
День недели
Вторник, четверг

Группа
Младшая 3 – 4 года

Время проведения
15.10 – 15.25

Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми
планируемых результатов освоения программы (Приложение 1):
 мониторинг – с 15 по 19 сентября
 итоговый мониторинг – с 12 по 15 мая
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится
без прекращения образовательного процесса.
Праздничные дни:
Праздничные дни Праздники
4 ноября
31декабря –
января
23 февраля

Дополнительные
выходные
День народного 3 ноября
единства
8 Новогодние
каникулы
День защитников
Отечества

Сокращенные
дни
1 ноября

8 марта

Международный 9 марта
женский день
Праздник Весны
и Труда
День Победы
11 мая

1 мая
9 мая

30 апреля
8 мая

Итого: 14 праздничных дней

2.3. Учебный план на младший возраст 3 – 4 года.
№
занят
ия

Тема

1

«Давайте
познакомимся!
»

2

«Что такое
танец?»

3

«Спокойный
шаг»
«Воробушки»
«Попрыгаем
легко»
«Побегаем»
«Покружились
»
«Хлопки»
«Хлопки в
ладоши и по
коленям»
«Маршируем
дружно»

4

«Ходим прыгаем»

5

Пляска
«Ладошки и
ножки»

6

Пляска
«Веселые
малыши»

Задачи
Сентябрь (7 занятий)
Знакомство с детьми. Что такое
танец? Основные правила
поведение в танцевальном зале,
правила техники безопасности.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3я свободная.
Дать детям элементарное
представление о танце. Основные
элементы танца

Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3я свободная.

Пробудить интерес к занятиям.
Изучение танцевального шага с
носка, переменный шаг, шаг на
носок, прыжки.
Обучение перестраиваться из
одного рисунка в другой. Под
музыку исполняют движения
ладонями: «хлопки», образуя при
этом круг.
Обучение ориентироваться в
пространстве. Образные игры.
Перестроение из круга в колонну и
обратно. Ставить ногу на носок

Теор
ия
(мин)

Практ
ика
(мин)

Рефле
ксия

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

и на пятку, ритмично хлопать в
ладоши, выполнять навыки
движения из круга врассыпную и
обратно.

7

Веселый
тренинг
«Катились
колеса»
«Шагают
ножки»
«Паучок»
«Морская
звезда»

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

Октябрь (9 занятий)
Пробудить интерес к
занятиям. Изучение
танцевального шага с
носка, переменный
шаг, шаг на носок, бег.

2

10

3

2

10

3

1

Разминка
«Ходим бегаем»

2

«Пружинка»
«Упражнение с
листочками»
«Передача
листочка»
«Ходим –
прыгаем»
«Ножками
затопали»
«Выставление
ноги на
пятку»
«Выставление
ноги на
носочек»
«Качание рук с
лентами
Легкий бег с
лентами»

Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук
и ног. Постановка корпуса, рук,
ног и головы. Положение рук на
талии, позиции ног: 1-я свободная,
2-я, 3-я свободная.

2

10

3

Танец
«Осенних
листочков»

Развитие ритмопластики
движений детей под музыку.
Воспитывать выдержку, начинать
движения в соответствии
динамическими оттенками в
музыке

2

10

3

Разучивание выученных движений
с рисунком танца. Передавать
задорный характер музыки.

4

20

6

2

10

3

3

4–5

6

Пляска
«Краковяк для
малышей»
Пальчиковые
игры
«Стряпаем»
«Братцы»

Развивать ручную умелость,
мелкую моторик у и координацию
движений рук

«Пила»
«Добываем
огонь»

7

Танец – игра
«Листики
осенние»

8–9

Веселый
тренинг
«Птица»
«Ходьба»
«Качалочка»
«Карусель»

1

Разминка «Ой,
что за народ?»

2

«Петушок»
«Бегаем и
кружимся»
«Крылья
бабочек»
«Бодрый шаг и
легкий
бег»
«Научились мы
ходить»
«Упражнение с
платочком»
«Попрыгаем –
побегаем»
«Большие и
маленькие
крылья»

3

Танец
«Осенних
Листочков»

4

Пляска
«Краковяк для
малышей»

5

Пальчиковые
игры
«Стряпаем»

Формирование правильно
ориентироваться в пространстве.
Упражнения для пластики рук.
Поскоки с ноги н ногу, притопы.
Прыжки с
выбрасыванием ноги вперед.
Закрепление пройденного
материала.
Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.
Ноябрь (7 занятий)
Ознакомление детей с темпами
музыки, (медленный, быстрый,
умеренный). Разучивание
положение рук, ног, головы и
корпуса.

Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3я свободная.

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.
Развитие ритмопластики
движений детей под музыку.
Воспитывать выдержку, начинать
движения в соответствии с
динамическими оттенками в
музыке. Передавать задорный
характер музыки.
Развивать ручную умелость,
мелкую моторику и координацию
движений рук.

2

10

3

4

20

6

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

«Братцы»
«Пила»
«Добываем
огонь»

6

Танец – игра
«Листики
осенние»

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений. Показ танца
родителям

7

Веселый
тренинг
«Птица»
«Ходьба»
«Качалочка»
«Карусель»

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

2

10

3

2

10

3

Пробудить интерес к занятиям.
Изучение танцевальной ходьбы.

2

10

3

Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3
-я свободная.
Элементы танца «Зайчата»

2

10

3

Декабрь (9 занятий)

1

2

Разминка
«Прогулка»
«Петушок»
«Бегаем и
кружимся»
«Веселые
прыжки»
«Упражнение
для головы»
«Упражнение
ловкие ручки»
«Лошадки
скачут»
«Пружинка с
поворотами»
«Упражнение с
погремушками
» «Кружатся
снежинки»
«Побежим и
потанцуем»

3

«Танец зайчат»

Изучение и совершенствование в
исполнении выученных движений.

2

10

3

4–5

«Танец с
погремушками
»

Изучение и совершенствование в
исполнении выученных движений.

4

20

6

2

10

3

2

10

3

6

Танец
«Снежинок»

7

Пальчиковая
гимнастика
«Гномики –

Умение правильно
ориентироваться в
пространстве.
Совершенствование в
исполнении выученных
движений.
Развивать ручную умелость,
мелкую моторик у и координацию
движений рук

8

9

прачки»
«Помощники»
«Птички»
«Здравствуй»
«Колобок»
«Паровозик»
Веселый
тренинг
«Сидело два
медведя»
«Велосипед»
«Ежик»
«Самолет»
«Мячик»
«Птички»
«Лебеди»
Танцы
«Снежинок»
«Танец зайчат»
«Танец с
погремушками
»

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

2

Открытое занятие для родителей

10

3

15

Январь (6 занятий)
Разминка «Шла
Лиса»
«Птички»
«Лебеди»
Азбука
движения
«Ручки и
ножки»
«Стукалка»
«Горошинки
рассыпались»
«Сделай круг»
«Сапожки»

Пробудить интерес к занятиям.
Закрепление и изучение
танцевального шага (лиса идет).

2

10

3

Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3
-я свободная.

2

10

3

3–4

Танец
«Огоньки»

Научить детей перестраиваться из
одного рисунка в другой. «Круг»,
«Линия»

4

20

6

5–6

Веселый
тренинг
«Веселые
перекаты
«Кресло»
«Карлсон
проснулся»
«Самовар»
«Колобок»
«Паровозик»
«Жучок»
«Покажем где
самолет»

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

4

20

6

1

2

1

2

3
4

5

6

7

8

1

2

Разминка «По
тропинке»
«Бусинки»
«Марш»
«Птички»
«Веселые
ножки»
«Плясовая»
«Танцуем с
матрешкой»
Танец
«Веселые
парочки»
Пальчиковая
гимнастика
«Зайчик и
книга» «Печем
пирожки»
«Кораблик»
«Торт» «Зима»
Танец – игра
«Зайчики и
медведи»
Веселый
тренинг
«Крокодил»
«Стойкий
оловянный
солдатик»
«Бабочка»
«Ласточка»
«Танцуем с
матрешкой»
Танец
«Веселые
парочки»
Разминка
«Веселая
прогулка»
«Упражнение с
цветами»
«Выставление
ноги на носок»
«Выставление
ноги на
каблук»
«Упражнение с
платочком»

Февраль (8 занятий)
Пробудить интерес к занятиям.
Изучение танцевального шага с
носка, переменный шаг, шаг на
носок .
Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3
-я свободная.

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

Развивать ручную умелость,
мелкую моторику и координацию
движений рук.

2

10

3

Совершенствование в
исполнении выученных
движений.

2

10

3

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

2

10

3

Повторение изученного
материала. Подготовка к
празднику 8 Марта.

2

10

3

2

10

3

2

10

3

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

Март (9 занятий)
Пробудить интерес к занятиям.
Изучение шага с носка,
переменный шаг, шаг на носок.
Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3я свободная.

«Упражнения
для корпуса
«Неваляшки»
«Подъемный
кран»
«Топающий
шаг»
3–4

«Танец с
цветами»

5–6

«Танец с
платочками Стирка»

7

8

9

1

2

3
4

Веселая
растяжка
«Веселые
медвежата»
Пальчиковая
гимнастика
«Червячки»
«Апельсин»
«Домик для
зайчика»
«Ежик»
Танец – игра
«Маленькие
птички»
«Разминка для
малышей»
«Пружинки и
прыжки»
«Тихо -громко»
«Выбирай»
«Цветочек»
«Веселые
ножки»
«Легкие и
тяжелые
ручки»
«Бодрый и
спокойный
шаг» «Ножки
танцуют»
Хоровод
«Весенняя
березка»
«Танец с
шарами»

Научить детей перестраиваться из
одного рисунка в другой. «Круг» широкий и узкий.
Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

4

20

6

4

20

6

Разучивание положение рук, ног,
головы и корпуса.

2

10

3

Развивать ручную умелость,
мелкую моторик у и координацию
движений рук.

2

10

3

Совершенствование в исполнении
выученных движений.

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

2

10

3

Апрель (9 занятий)
Пробудить интерес к занятиям.
Изучение танцевального шага с
носка, переменный шаг, шаг на
носок .

Приобретение правильной осанки
и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3
-я свободная.

Учить детей перестраиваться из
одного рисунка в другой.
«Широкий круг», «Линия»
Умение правильно
ориентироваться в пространстве

Пальчиковая
гимнастика
«Тучки»
«Лягушата»
«Пальчики
замерзли»

Развивать ручную умелость,
мелкую моторику и координацию
движений рук

2

10

3

6–7

Танец – игра
«Лягушата»

Развитие ритмопластики
движений детей под музыку.
Воспитывать выдержку, начинать
движения в соответствии с
динамическими оттенками в
музыке. Передавать задорный
характер музыки.

4

20

6

8–9

Веселый
тренинг –
Комплекс с
мячом «Кручукручу»

Умение правильно
ориентироваться в пространстве.
Совершенствование в исполнении
выученных движений.

4

20

6

2

10

3

2

10

3

2

10

3

4

20

6

5

Разминка «Мы
шагаем»
Танец игра
Лягушата»
«Упражнение с
флажками»
«Бегаемтопаемхлопаем»
«Веселые
хлопки»
«Упражнение с
ленточками»
«Едем на
лошадке»
«Упражнение с
мячами»

1

2

Танец – игра
«Барашки»
Подготовка к
открытому
занятию
Итоговое
занятие

3
4-5
6

Май (6 занятий)
Изучение танцевального шага с
носка, переменный шаг, шаг на
носок.
Закрепление и повторение танца.

Приобретение
правильной осанки и
положение головы, руки ног.
Постановка корпуса, рук, ног и
головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3я свободная.

Совершенствование в исполнении
выученных движений.
Совершенствование в исполнении
выученных движений. Повторение
танцев
Показ танцев родителям.

15 – 20

2.4 Учебный план на возраст от 4 – 7 лет
2.4.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 – 5 лет
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому,
он

уже

меньше

нуждается

в

опеке

взрослых.

Обратная

сторона

самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки
установить свои правила в своем близком окружении. Ребенок начинает
понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться
основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что
ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают. Творческие
способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок
живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать
главным героем, добиться недостающего признания и т.п. Ребенок чувствует
себя недостаточно защищенным перед большим миром. Но безудержность
фантазий может порождать самые разнообразные страхи. Интерес к
ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более
широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее
с сюжетно – ролевым наполнением. Все более выраженной становится
потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Активная
любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят.
Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их
познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре
или занимательной игре.
2.4.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 - 7 лет
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает,
но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым
интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется
познавательный

интерес.

Но

произвольность

все

еще

продолжает

формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго
заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений,
переключаясь на что – то неожиданное, новое, привлекательное. Но полная
психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его
мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также
сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться

на 20 – 30 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая
готовность формируется именно к семи годам. Очень ориентирован на
внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом,
он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой
адрес.
2.4.3 Календарный учебный график для детей от 4 – 7 лет
Количество полных недель на реализацию программы дополнительного
образования в группах с 4 до 7 лет составляет 36 недель. Занятия проходят 2
раза в неделю понедельник, среда, во второй половине дня, занятия не
совмещены с основной образовательной деятельностью.
Программа дополнительного образования рассчитана на следующие
возрастные ступени:
 средняя группа от 4 – 5 лет;
 старшая группа от 5 – 6 лет;
 подготовительная группа от 6 – 7 лет;
Распределение

нагрузки

(продолжительность

образовательной

деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом:
- для детей 4 – 5 лет – 2 раза в неделю по 20 минут.
- для детей 5 – 6 лет – 2 раза в неделю по 25 минут.
- для детей 6 – 7 лет – 2 раза в неделю по 30 минут.
Время проведения занятий
День недели
Понедельник
Среда
Вторник, четверг

Группа
Время проведения
Средняя 4 – 5 лет
15.20 – 15.40
Старшая №1 5 – 6 лет
15.50 – 16.15
Подготовительная 6 – 7 16.25 – 16.55
лет
Старшая №2 5 – 6 лет
15.10 – 15.35

Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми
планируемых результатов освоения программы:
 мониторинг – с 15 по 19 сентября

 итоговый мониторинг – с 12 по 15 мая
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится
без прекращения образовательного процесса.
Праздничные дни:
Праздничные дни Праздники

Дополнительные
выходные
4 ноября
День народного 3 ноября
единства
31декабря – 8 Новогодние
января
каникулы
23 февраля
День защитников
Отечества
8 марта
Международный 9 марта
женский день
1 мая
Праздник Весны
и Труда
9 мая
День Победы
11 мая
Итог: 14 праздничных дня

Сокращенные
дни
1 ноября

30 апреля
8 мая

2.5 Учебно – тематический план для детей от 4 – 7 лет
№
Наименование
п/п
раздела/темы
Вводное занятие.
1. Презентация
«Танец»
2.

Ритмика

Характеристики
2.1 музыкального
произведения
Разбор
музыкальных
произведений,
2.2
структура
танцевальной
постановки.
Музыкально2.3
ритмические игры
Основы
3. классического
танца

Количество часов
всего практика теория

Место
проведения

Формы
контроля

1

0,5

0,5

Музыкальный Беседа, видео
зал
презентация

12,5

10,5

2

Музыкальный Контрольное
зал
упражнение

1

-

1

Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение

1,5

0,5

1

Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение

10

10

-

Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение

12,5

9,5

3

Музыкальный контрольное
зал
упражнение

Формирование
3.1 осанки. Постановка
корпуса

1,5

3.2 Положение головы

1

1

0,5

0,5

0,5

Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение

3.3 Позиции ног

2

1,5

0,5

3.4 Положения рук

2

1,5

0,5

3.5 Plie, relive

2,5

2

0,5

3.6 Battements tendus

2,5

2

0,5

12,5

11

1,5

0,5

-

0,5

6

5,5

0,5

6

5,5

0,5

12,5

10,5

2

4

3

1

1,5

0,5

1

2

2

-

2

2

-

2

2

-

12,5 11,5

1

Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение

4.
4.1
4.2
4.3

5.

5.1
5.2

Партерная
гимнастика
Виды
акробатических
элементов
Разминка на
ковриках
Акробатические
элементы
Танцевальнообразная
импровизация и
этюды.
Актёрское
мастерство
Сценическая
грамота

5.3 Сюжетный танец
Элементы русского
народного танца
Элементы историко
5.5
– бытового танца
Постановочно –
6. репетиционная
работа
Основные виды
6.1 движения
эстрадного танца
5.4

5

4,5

0,5

6.2 Рисунки танца

5

4,5

0,5

6.3 Репетиция

2,5

2,5

-

Музыкальный контрольное
зал
упражнение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный контрольное
зал
упражнение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение

Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение

7.

Воспитательно –
познавательная
работа

7

6,5

0,5

7.1

Игра- движение
«Антошка»

1

1

-

7.2 Викторина

1

1

-

7.3 Игра

4

3,5

0,5

1

0,5

58

11

8.

Отчетные
выступления
Итого

1,5
69

Музыкальный Контрольное
зал
упражнение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный Педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный педагогическое
зал
наблюдение
Музыкальный Концерт, открытое
зал
занятие

2.6 Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с воспитанниками. Требования к внешнему виду на
занятиях, инструктаж по технике безопасности на занятиях. Роль подготовки
к занятиям, дисциплина во время обучения. Понятие танец, хореография.
Практика. Проверка индивидуальных физических данных, выявление
хореографических знаний, умений и навыков. Знакомство с залом,
расстановка учащихся по линиям. Правила приветствия и прощания. Видео –
презентация «Знакомство с миром Танца».
Раздел 2. Ритмика.
Теория. Связь музыки и движения. Понятие «мелодия», «движение».
Характер мелодии - веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения
от характера мелодии. Темп музыки, ускорение и замедление. Музыкальное
вступление, музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм
музыки. Контрастная музыка: быстрая – медленная, веселая – грустная.
Практика. Упражнения, развивающие

музыкальные

чувство: марш

«танцевальный шаг»; шаг на полупальцах с высоким подъемом колена; бег на
полупальцах, с высоким подъемом колена вперед; прыжки (на двух ногах, на
одной ноге, с поворотом); подскоки. Упражнения со скакалкой, платочком,

лентой, обручем. Игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и
удары ладош», «Пропоем, прохлопаем любимую мелодию» и др.
Раздел 3. Основы классического танца.
Теория. Понятие осанки, корпуса. Сутулость. Правила выполнения
упражнений у станка. Значения занятий у станка. Выворотность ног. Подъем
стопы.
Практика. Упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения для вытяжения мышц шеи. Позиция ног – I, II,
параллельная и выворотная. Положения рук – подготовительное, I, III, II. Port
de bras. Demi – plie в I и II позиции. Relive по I, II позиции. Упражнения на
устойчивость. Battements tendus с I позиции в перёд, в сторону, назад.
Battements tendus с Demi – plie в I –й позиции вперёд, в сторону, назад. Пассе
партер вперёд назад через I позицию.
Раздел 4. Партерная гимнастика
Система упражнений, исполняемых на полу в положениях сидя, лёжа
или стоя на коленях. Её цель — укрепить мышцы, развить их силу, улучшить
или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам
эластичность.
Теория. Виды гимнастических элементов, свойства упражнений, их
последовательность. Строение костно-мышечного аппарата. Гимнастический
коврик, гимнастическая палочка, обруч.
Практика. Разминка на ковриках для развития гибкости, силы мышц,
выворотности.

Упражнения

для

подъема

стопы.

Упражнения

для

выворотности стопы («Буратино», «Солнышко», «Складочка», «Бабочка»,
«Лодочка», «Рыбка», «Русалочка»). Упражнение для укрепления мышц
спины: «Колечко», «Ушастый заинька», «Корзиночка». Упражнения для
укрепления

мышц

живота:

«Дощечка»,

«Ножницы»,

«Ступеньки»,

«Велосипед». Упражнения для развития балетного шага («Шпагат»,
«Часики»). Гимнастические элементы: кувырок (вперёд, назад), колесо

(справа, слева), мостик с положения лёжа, прогиб в «коробочку»,
«корзиночку», продольный и поперечный шпагат, «Березка», «Ласточка».
Раздел 5. Танцевально – образная импровизация и этюды.
Начинаются с ритмики, где изучение ведётся от простых движений,
зачастую похожих на игру. Основная цель таких этюдов — всестороннее
развитие ребёнка, развитие музыкальности и чувства ритма, формирование
творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка
средствами музыки и ритмических движений.
Специфика импровизации заключается в том, что ребёнок, передавая в
танце своё индивидуальное отношение к музыкальному образу, никого не
повторяет, а создаёт совершенно новый продукт творчества.
Теория. Актерские способности. Эмоции. Мимика, жесты. Сцена: 1-я
линия, 2-я, 3-я. Элементы сценической грамоты. Правила поведения танцора
за кулисами. Разбор, анализ несложных музыкальных произведений.
Танцевальный этюд. Сюжетный танец. Русский народный танец, его
особенности. Историко-бытовой танец, его особенности.
Практика. Упражнения на воображение, внимание, отношение к факту.
Игры на раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов.
Сюжетный танец (этюд по рассказу К.Д. Ушинского «Васька», «Голуби»,
«Лягушки», «Явления природы», «Зима», «Море волнуется» и др.)
построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы
танца. Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя,
птиц, слона и т.д. Изображение неодушевленных предметов и явлений: море,
волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет
летит, ракета стартует и т.д.
Танцы с предметами. В таких танцах используют различные предметы:
кубики, мячи, куклы, «султанчики», стульчики.
Танец – игра. В основе танца лежит сюжет конкретной игры:
«Дразнилки», «Задаваки», «Кошки-мышки».

Танец – образ. В основе танца используются образы насекомых,
животных, предметов, их вид деятельности или особенности поведения.
Примеры: «Муравьи», «Опята», «Подсолнухи», «Воробьи», «Кузнечики»,
«Зайчики», «Снеговики», «Лисички» и другие.
Элементы русского народного танца (ковырялочка, дробь, гармошка).
Импровизация «Зеркало», «Зеркало 2», «Унисон», «Активные и
Пассивные роли», «Представь, Услышь, Станцуй, Нарисуй, Сочини» и т.д.
Развитие чувство ритма в танце: Хлопки и топанье. Повторение
ритмических рисунков. Движения под метроном. Сочетание дыхания и
ритма. Танцы под разные музыкальные стили. Работа с преподавателем или в
группе.
Раздел 6. Постановочно – репетиционная работа.
Теория. Знакомство с музыкальным материалом постановки. Понятия
«Линия»,

«Колонна»,

«Круг».

Эмоциональная

выразительность,

синхронность, переходы и рисунки.
Практика. Изучение танцевальных движений к танцу. Основные
танцевальные шаги (шаги с носка, шаги с высоким подъемом колена, шаги на
полупальцах, шаги на пятках, шаги в комбинации с хлопками). Прыжки
«зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.
Бег на месте и в продвижении. Галоп (лицом в круг и лицом по кругу).
Соединение движений в танцевальные композиции. Разводка танцевальных
комбинаций в рисунках, переходах, образах. Перестроение из круга в колонну,
из колонны в круг, из линии в круг, из круга в линию. Отработка навыков
двигаться по кругу: лицом и спиной; по одному и в парах. Движения в линиях,
смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. Движение
в колонне вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через
одного и все вместе. Отработка элементов. Синхронность в исполнении,
работа над техникой танца. Отработка четкости и чистоты в рисунках,
построений перестроений. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Постановка и репетиция номеров:

Русско – народная направленность: «Танец с платочками», «Танец с
ложками», «Весёлая пляска», «Танец с колосками», «Хоровод с вербой»,
«Танец матрёшек с ложками», «Хлопушки», «Полуприсядки», «Присядки»,
«Русская плясовая», «Во саду ли в огороде», «Танец с платками»,
«Смоленский гусачок», «Прялица», «Московская кадриль», «Русский
хоровод».
Танцы народов мира: испанский танец, еврейский танец, «Цветы
Индии», «Африканские ритмы», «Бразильские современные ритмы» и другие.
Историко-бытовые танцы: «Менуэт», «Полонез», «Вальс» и другие.
Современные танцы. К ним относятся, например, брейк-дэнс, хип-хоп,
тектоник, джампстайл.
Раздел 7. Воспитательно – познавательная работа.
Теория. Игровые технологии программы – сюжетно – ролевые игры,
подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных
отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к
самому себе, своим чувствам. Тематические занятия, дискуссии, совместная
работа с родителями.
Практика. Игры на развитие актёрского мастерства: Игра- движение
«Антошка», «Все зверюшки, все птицы – хотят веселиться», «Ты и я – вместе
мы друзья», «Испекли мы каравай», «Угадай-ка любимые мультфильм»,
«Путешествие в страну Бережливую», «Я в музыке услышу кто ты, что ты»,
«Музыкальный теремок».
Проект «Волшебный сундучок сказок». Приобщение обучающихся
(воспитанников) к национальному культурному наследию разных народов,
развивают восприятие различных культур с помощью искусства. В рамках
проекта дети собирают материал по заинтересовавшей их национальной
культуре, работают над образами и создают музыкальную сказку. В процессе
подготовки дети проходят путь от рождения замысла до его творческой
реализации, могут побывать в роли драматурга, художника, музыканта,
танцора, актёра и даже режиссёра.

Раздел 8. Отчетное выступление.
Теория. Повторение пройденного материала, анализ работы. Просмотр
видеоматериала

с

концерта.

Обсуждение

положительных

моментов

выступления и замечания об ошибках и недочётах. Диагностика знаний,
умений и навыков (ЗУН) – проводится с целью выявления знаний и умений,
которые усвоили учащиеся на каждом этапе обучения, успехов и недостатков
в их подготовке приобретенных за первый год обучения.
Практика. Устранение увиденных ошибок через отработку композиции
в танцевальном зале. Выступления на отчётно-зачётном мероприятии в ДОУ.
Выступление с танцевальным номером на ежегодном празднике «Весенние
капельки» во Дворце Культуры г. Среднеуральск. Воспитанники принимают
участие на праздниках, конкурсах и других мероприятиях муниципального
уровня.
3. Методическое обеспечение Программы
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по хореографии проводятся в музыкальном зале МАДОУ –
детский сад № 18 расположенном на втором этаже здания.
Для

успешной

реализации

программы

должны

способствовать

различные виды групповой работы: утренники, концерты, творческие отчеты,
участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и т.д.
Оборудование и атрибуты:
- Фортепиано – 1 шт.
- Синтезатор «Casio» – 1 шт.
- Стулья детские – 30 шт.
- Музыкальный центр – l шт.
- Проектор – 1 шт.
- Экран настенный – 1 шт.
- Плазменный телевизор – 1 шт.
- Детские музыкальные инструменты;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых танцев;

- Аудио - и CD -диски с записью танцевальной музыки;
- Подборка музыкальных произведений. Видео материалы с записями
выступлений известных хореографических коллективов: балет, народные,
эстрадные танцы;
- Флеш накопитель – USB.
3.2 Условия реализации Программы
Программа дополнительного образования в условиях дополнительного
образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей хореографии в
возрасте от 3 до 7 лет, срок реализации 1 год. Работа строится на единых
принципах

и

обеспечивает

целостность

педагогического

процесса.

Дополнительные услуги по направлению «Хореография» проводятся в
соответствии с рекомендациями:
- продолжительностью режимных моментов для возрастных групп
детского сада;
- объёмом учебной нагрузки с учётом требований нормативно –
правовой документации.
Основными условиями реализации программы являются:
- высокий профессиональный уровень педагога;
- грамотное методическое изложение материала;
- личный выразительный показ педагога;
- преподавание от простого движения к сложному;
- целенаправленность, доступность, систематичность, регулярность
учебного процесса;
- позитивный психологический климат в коллективе.
Форма для занятий:
Девочки: трикотажный, гимнастический купальник с юбочкой или
белые футболки, белые/черные юбки, носочки, удобная для занятий мягкая
танцевальная обувь, волосы хорошо подобраны.
Мальчики: белые футболки, черные шорты, мягкая обувь – чешки.

Формы проведения занятий: занятие – игра, репетиция, конкурс,
творческая встреча, концерт, праздник, фестиваль и др.

3.3. Используемая литература
1.
Абдоков Ю.
«Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд
композитора». - М.: МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2020 г. - 272 c.
2.
«Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных
терминов и понятий». - М.: Лань, Планета музыки, 2019.- 624 c.
3.
Безуглая Г.А. «Музыкальный анализ в работе педагогахореографа» Учебное пособие. Безуглая Г.А. - М.: Лань, Планета музыки,
2015. – 750 с.
4.
Борисова В. «Гимнастика. Основы хореографии». - М.: Бибком,
2017. - 101 c.
5.
Буренина А. И. «Ритмическая мозаика. Программа по
ритмической пластике для детей дошкольного возраста». СПб: Изд-во:
ЛОИРО, 2000
6.
Ваганова А. Я. «Основы классического танца». Л: Изд-во:
Искусство,2000г.
7.
Каплунова И.А, Новоскольцева И.Н. «Потанцуй со мной дружок»
- М., 2005 г. 5. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика - хореография в детском
саду» - М., 2006 г.
8.
Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры. Ритмические упражнения
и танцы для детей». М: Изд-во: Гном-Пресс,197.
9.
Новоскольцева И. Н., Каплунова И. А., Алексеева. И. «Топ-топ
каблучок. Часть1». СПб: Изд-во: Композитор,2021г.
10. Новоскольцева И.Н., Каплунова И. А., Алексеева. И. «Потанцуй со
мной дружок». СПб: Изд-во: Композитор,2021г.
11. Новоскольцева И.Н., Каплунова И. А., Алексеева. И. «Топ-топ
каблучок. Часть2». СПб: Изд-во: Композитор,2017г.
12. Федотова Г.П. «Танцы для мальчиков». СПб: Изд-во Музыкальная
палитра,2021г.
13. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевальноигровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений». − СПб.: «Детство-пресс», 352 с. 2000
г.
14. Холл Д. «Уроки танцев». М: Изд-во: Астрель,2019г.
15. «Энциклопедия. Все обо всем. Музыка и танец». СПб: Изд-во:
Астрель, 2017г.

Приложение № 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Диагностика хореографического развития детей дошкольного возраста
(основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая пластика»)
Диагностика хореографического развития детей младшей группы (3 – 4 лет) МАДОУ – детский сад № 18 на 20__/__ учебный год
(основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая пластика»)
№

Фамилия, имя
ребенка

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Умеет передавать
в движении
характер музыки
и ее настроение
(контрастное:
веселое—
грустное,
шаловливое —
спокойное и т.д.)
НГ
КГ

Передает в
пластике
музыкальный
образ, используя
ходьбу, бег,
прыжковые
движения.
НГ

КГ

Самостоятельно
находит свободное место в зале,
перестраивается в
круг, становится в
пары и друг за
другом.
НГ

КГ

Исполняет
знакомые
движения в
игровых
ситуациях

НГ

КГ

Начинает и
заканчивает
движение вместе с
музыкой, изменяет
движения в
соответствии с
темпом.
НГ

КГ

Итоговый
показатель по
каждому
ребенку
НГ

КГ

19
20
21
22
23
24
25

Уровень
%
низкий
средний
высокий

Итого:
Н.г.
К.г.

Н.г.

К.г.

0 – 7 баллов – низкий уровень
8 – 12 баллов – средний уровень
13 баллов и более – высокий уровень
0 баллов – ребенок не может выполнить все задания, помощь взрослого не принимает;
1 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет все задания;
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет все задания.

Диагностика хореографического развития детей средней группы (4 – 5 лет) МАДОУ – детский сад № 18 на 20__/__ учебный год
(основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая пластика»)

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Фамилия, имя
ребенка

Передает в
пластике
разный
характер
музыки,
различные
оттенки
настроения,
различает
жанр
произведения
(плясовая,
колыбельная,
марш).
НГ
КГ

Передает в
пластике
музыкальный
образ, используя
плясовые,
имитационные и
общеразвивающие
упражнения.

НГ

КГ

Умеет
строиться в
шеренгу и
колонну, в
несколько
кругов.

НГ

КГ

Самостоятельно
находит свои,
оригинальные
движения,
подбирает слова,
характеризующие
музыку и
пластический
образ.

НГ

КГ

Выражает
эмоции в
мимике и
пантомимике.

НГ

КГ

Способен к
запоминанию и
самостоятельному
исполнению
композиций.

НГ

КГ

Итоговый
показатель
по каждому
ребенку

НГ

КГ

20
21
22
23
24
25

Уровень
%
низкий
средний
высокий

Итого:
Н.г. К.г.

Н.г.

К.г.

0 – 9 баллов – низкий уровень
10 – 15 баллов – средний уровень
16 баллов и более – высокий уровень
0 баллов – ребенок не может выполнить все задания, помощь взрослого не принимает;
1 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет все задания;
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет все задания.

Диагностика хореографического развития детей старшей группы (5 – 6 лет) МАДОУ – детский сад № 18 на 20__/__ учебный год
(основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая пластика»)

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Фамилия, имя
ребенка

Выражает в
движении
характер
музыки и ее
настроение,
передавая как
контрасты, так
и оттенки
настроений в
звучании
НГ
КГ

Передает в
пластике
музыкальный
образ,
используя
разнообразные
виды движений
НГ

КГ

Самостоятельно
становится в
пары друг за
другом, в
несколько
кругов, в
шеренги,
колонны.
НГ

КГ

Умеет
сочиняет
несложные
плясовые
движения и их
комбинации.

НГ

КГ

Выражает
различные
эмоции в
мимике и
пантомимике.

НГ

КГ

Умеет
передавать
свой опыт
младшим,
организовать
игровое
общение с
другими
детьми.
НГ

КГ

Итоговый
показатель
по каждому
ребенку

НГ

КГ

25

Уровень
%
низкий
средний
высокий

Итого:
Н.г.
К.г.

Н.г.

К.г.

0 – 9 баллов – низкий уровень
10 – 15 баллов – средний уровень
16 баллов и более – высокий уровень
0 баллов – ребенок не может выполнить все задания, помощь взрослого не принимает;
1 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет все задания;
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет все задания.

Диагностика хореографического развития детей подготовительной группы (6 – 7) лет МАДОУ – детский сад № 18 на 20__/__
учебный год
(основана на программе А.И. Бурениной «Ритмическая пластика»)

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Фамилия, имя
ребенка

Различает жанр
произведения —
плясовая (вальс,
полька, и т.п.);
песня (песнямарш, песнятанец и др.),
марш, разный по
характеру, и
выражать это в
соответствующих
движениях.
НГ
КГ

Передает в
пластике
музыкальный
образ,
используя
разнообразные
виды
движений.

НГ

КГ

Самостоятельно
выполняет
перестроения
на основе
танцевальных
композиций
("змейка",
"воротики",
"спираль" и
др.).
НГ

КГ

Умеет
находить свои
движения для
выражения
характера
музыки. Умеет
оценивает
свои
творческие
проявления и
дает оценку
другим детям.
НГ
КГ

Изменяет
движения в
соответствии с
различным
темпом,
ритмом и
формой
музыкального
произведения
— по фразам.
НГ

КГ

Точно и
правильно
исполняет
движения в
танцевальных и
гимнастических
композициях

НГ

КГ

Итоговый
показатель
по каждому
ребенку

НГ

КГ

22
23
24
25

Уровень
%
низкий
средний
высокий

Итого:
Н.г.
К.г.

Н.г.

К.г.

0 – 9 баллов – низкий уровень
10 – 15 баллов – средний уровень
16 баллов и более – высокий уровень
0 баллов – ребенок не может выполнить все задания, помощь взрослого не принимает;
1 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет все задания;
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет все задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».